Праздник в честь Святого Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные святителем Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.
По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др.
В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.
В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος – Почти день Духа). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9).
Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии – Еф 5. 8b – 19; Евангелие – Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).
С Праздником Сошествия Святаго Духа!
И помните, Святой Дух пребывает там, где тишина!
У нашей мастерской Дивеевское искусство есть не только этот сайт, но и странички в социальных сетях по ссылкам:
ОК https://ok.ru/diveevskoe.iskysstvo
ВК https://vk.com/diveevskoe_iskusstvo
Инстаграм https://www.instagram.com/diviskuss/
Дорогие друзья и посетители сайта мастерской Дивеевское искусство, Вы обратились НАПРЯМУЮ к производителю, это Ваше преимущество и Вы можете заказать образ по своему эскизу, любую именную икону, которую уже отчаялись найти, узнать всю предметную информацию… Даже если Вы не нашли в поиске икону, которую желаете приобрести, япос лушаю Ваше желание и мы вместе с командой мастеров Дивеевское искусство выполним любой Ваш заказ если он укладывается в рамки церковного канона
С любовью, мастерская Дивеевское искусство!